В связи с знаменательным событием в жизни нашей большой и дружной семьи, а именно — приобретением квартиры, я уже более серьёзно и глубже стал изучать вопросы звукопоглощения и звукоизоляции.
На семейном совете было принято решение (с одобрения всей семьи, заметьте, что уже является благословением) нашу с женой комнату почти полностью переделать под студию звукозаписи. Почти — это значит, что из жилой мебели в комнате будет только  диван. На это дело был выделен бюджет. Вначале я хотел оформить комнату акустическими панелями португальской компании Vicoustic. Панели действительно красивые и помимо того, что являются средне и высокочастотными ловушками, они ещё красиво вписываются в дизайн любого помещения.
Посмотрите сами:

Но потом, "перелопатив" много форумов (как русских, так и не очень:), типа американских) "замучав" :)  многих специалистов по этой теме своей дотошностью,  я пришёл к выводу, что нужно делать " как положено"
Есть классика жанра. Есть непревзойдённый пока авторитет во всём мире Филип Ньюэлл. Есть отработанные технологии. Нужно просто выбрать, что тебе подходит по задачам, и конечно по бюджету. Я выбрал (и этот способ работает во многих студиях, как профессиональных, так и домашних)  самый распространённый и (что немаловажно) сравнительно недорогой способ звукопоглощения — сделать звуковые ловушки.
То-есть поглотители средне и высокочастотных резонансов, а также  басовые ловушки (низкочастотные абсорберы)
Что для этого нужно?
Вкратце:
Сделать коробку, заполнить минватой, обтянуть нетканым полотном. Насчёт ваты — это базальтовая вата. Заметьте не стекловата, а именно  — базальтовая или каменная вата (безвредная для здоровья.)
От идеи Викакустика я не отказался. но всему своё время. Панели Викакустик нужны будут для акустического оформления уже заглушённой комнаты.
А сейчас нужен basic. База. Заглушить комнату. Дальше я выложу фотоотчёт о проделанной работе. А также подробненько опишу материалы, которые использовал и инструменты. Ну а пока закупаю необходимый материал. Леруа Мерлен уже как родной дом стал. Особенно нравится в Леруа после закупок уютно раположиться за столиком в кафе и  "откушать" чашечку Капучино

 

Наконец закончен ремонт в новой квартире. Моя семья (вместе со мной) благополучно переехала на новое место. Как многие уже знают, на семейном совете было принято решение отдать одну комнату полностью под студию. Что я имею в виду, говоря "одна комната-полностью под студию"? Это означает, что в этой комнате не только будет располагаться студийное оборудование, но и само помещение комнаты будет акустически оформлено. В процессе подготовки к ремонту студийного помещения, я штудировал не один спец. форум, читал литературу, просмотрел кучу видео по строительству студий в поисках того, что нужно именно для моей комнаты, для моих условий.

Совет тем, кто собирается делать студию дома — не копируйте слепо "по образу и подобию", только потому, что так написано где-то.  Во всех студиях разные условия, Есть помещения размером с  концертный зал. А у кого то всего выделенный уголок в 3 кв.м.  Кроме того. Есть стены из кирпича, есть из бетона, есть из дерева и.т.д  И каждый материал обладает совершенно разными звукопоглощающими (или звукоотталкивающими) свойствами. Поэтому глупо применять одну и ту же методику, только потому, что у кого то она сработала.
БЕЗУСЛОВНО!!!!!!  азы нужно знать . Природа (физика) звука — непоколебима. Я уже размещал в блоге много полезных статей по этой теме. В интернете вы найдёте огромное количество полезного материала по теме "звук и его поведение в пространстве".

Что я  хотел достичь в своих условиях?  Естественно, чтобы "не мешать" соседям, и чтобы соседи "не мешали" мне. + погасить ранние отражения звуковых волн и избавиться  от"стоячих волн" и других мод комнаты.
Я не стал заморачиваться строительством "комнаты в комнате". Тогда от 15 кв.м осталось бы только метров 8 (а то и меньше). В результате долгих исследований форумов и других ресурсов по тематике,. остановился на изготовлении абсорбирующих (звукопоглощающих) панелей. Как их сделать  будет подробно рассказано ниже

Забегая вперёд, признаюсь честно. На 100% задача конечно не решена. Под 100% я подразумеваю полную тишину, когда хоть ночью на живых барабанах играй или наоборот соседи перфоратор включили. Но во многом цель достигнута. Если раньше слышимость была такая, что можно было слова разобрать о чём говорят соседи, то сейчас это всего лишь как невнятный звук. И конечно, самое главное! Звук в студии стал чётким, разборчивым, плотным,"студийным"

Итак, была вот такая комната в панельном доме (размер комнаты 5 х 3,10. Высота потолка 2,50)  

Вид от входной (в комнату) двери:

 

Вид со стороны лоджии:

 

Перво-наперво был заменен балконный блок на пластиковый с 2-ным стеклопакетом. Я когда то занимался установкой пластиковых окон ( и такую профессию пришлось освоить). Поэтому выбор был очевиден — только Rehau:

 

Одновременно закупались материалы и инструменты.
Для изготовления Bass Traps (угловых басовых ловушек) и СЧ/ВЧ настенных и потолочных абсорберов (акустические звукопоглощающие панели) нужны были:

  • сухие доски (для каркаса),
  • минвата (каменная базальтовая)
  • нетканная ткань для закрытия ваты — спанбонд, лутрасил, дорнит,изоспан А, форсунковая ткань
  • декоративная ткань для закрытия изоспана — был выбран лён
  • саморезы

Базальтовыую вату покупал следующую:
Для средних и высоких частот:
Rockwool Акустик Баттс плотность = 45 кг/м³
Экобазальт Лайт плотность = 40кг/м3
Экобазальт Блок плотность = 50кг/м3

Для басовых ловушек:
Экобазальт Вент плотность = 90кг/м3
Экобазальт Флор  плотность = 110кг/м3

Размер плиты минваты:
Rockwool Акустик Баттс=1000х600мм
Экобазальт=1200х600мм

В Москве я так и не нашёл Экобазальт. Заказывал напрямую с завода в  г. Дмитров. Доставка обошлась дорого . 4000руб (Дмиитров-Долгопрудный)
Но мне очень хотелось именно Экобазальт. Вы можете выбрать другую минвату. Главное, чтобы плотность была соответствующая.

Итого, покупал:
Экобазальт:
Лайт — 1 уп. ( в одной упаковке 8 плит)
Блок — 2 уп.( в одной упаковке 8 плит)
Вент — 4 уп.( в одной упаковке 4 плиты)
Флор — 4 уп.( в одной упаковке 4 плиты)
Стоимость ваты:5457руб.02.коп. + доставка 4000руб.

Rockwool Акустик Баттс: (покупал в Леруа Мерлен)
3 упаковки ( в одной упаковке 10 плит)
Стоимость ваты:1764 руб.+ доставка 600руб

В одной ловушке совмещал вату разной плотности. К примеру в басовой ловушке первый слой-Экобазальт Вент, второй слой-Экобазальт Флор. В потолочных ловушках соответственно чередовалась вата другой плотности.

 

Для закрытия ваты (первичное обтягивание ловушки) покупал Изоспан "А" 
Стоимость около 1500 руб за рулон (точно не помню) Покупал 2 рулона.

Советую всё же покупать не изоспан, а чёрный спанбонд. Я купил изоспан по совету одного "товарища" с форума, по глупости не прислушавшись к совету другого товарища, который говорил мне покупать спанбонд. Сам по себе изоспан приятный на ощупь, достаточно плотный, дышащий, ровно "натягивается"на каркас. Но есть одна большая проблема. По всему рулону на белом изоспане зачем то огромными красными буквами написано "Изоспан А"
И в некоторых ловушках эти буквы "просвечиваются" подо льном. Пришлось льном обтягивать 2 раза. Поэтому лучше покупайте вместо изоспана чёрный спанбонд. Именно чёрный а не белый. Тот товарищ, который рекомендовал спанбонд говорил ( из своего опыта), что белый спанбонд не совсем белый (в отличие от изоспана) а как бы "желтит", притом неровно. И когда просвечивает из под ткани, то выглядит как пятнами. А чёрный — он скрывает неровности. И очень хорошо смотрится "фоном"

Для декоративного оформления панелей (закрытия изоспана) покупал лён. Выгоднее было купить рулон 95,3 п.м по цене 115 руб за погонный метр.  Итого,  стоимость льна: 10959руб 50 коп.+1800руб. доставка

Инструменты (почти всё покупал, как раз появился повод собрать домашнюю мастерскую):
Ножовка, 2 струбцины, стусло, угольник, рулетка, степлер, скобы для степлера, саморезы, молоток, маркер, уголки, цепь, стальной трос, шуруповёрт Макита, дрель Макита, перфоратор Макита (даже не знаю, чтобы я делал без перфоратора, так, как стены из знаменитого совдеповского бетона)

 

Доски брал тоже в Леруа.
40 досок (20х96х3000мм), стоимость одной доски 89 руб
4 доски (20х96х1500мм) ,стоимость одной доски 49руб

 

Ещё закупалось огромное количество всяких мелочей, типа свёрел, бит, буров, саморезов, дюбелей, скотчей, пены, силикона, клеев,рейлингов, розеток, выключателей……. Уже не помню, чего и сколько. Постоянно что то докупалось. ТЬо карнизы, то кабель каналы с плинтусами, так как попутно делался ремонт во всей квартире

 

  • Изготовление ловушек

Ничего сложного. Сначала делаем заготовки из дерева для каркаса ловушки. Обязательно учитывайте ширину и длины плиты мн.ваты. Я добавлял по 2 см (толщина доски) на верхнюю и нижнюю стороны каркаса (чтобы плита ваты спокойно вошла  в каркас). Скрепляем каркас уголками. В торцы я "загонял" ещё по 2 самореза и промазывал стыки клеем ПВА (покупал банку, хватило на все ловушки)

 

Следующий этап.
Вырезаю и "пришиваю" степлером изоспан к каркасу. Это будет нижняя часть ловушки:

 

Переворачиваю каркас (с пришитым изоспаном) и аккуратно укладываю плитку мин. ваты.

Работал без респиратора. Правда в перчатках, но иногда и голыми руками.
Ничего в воздухе не летало и кожа не чесалась. Это я написал для тех, кто любит создавать панику на ровном месте.
Так, что испытал всё на себе. Можно смело работать.

Следующий этап.
Обтягиваем изоспаном уже лицевую часть ловушки. Обтягивал  не как заднюю сторону.
Сначала "пришивал" степлером одну сторону передней части, "Пришивал" изоспан,
накладывая на одну кромку задней стороны ловушки (немного в "натяг," чтобы ровно было).
Потом натягивал изоспан через всю ловушку и уже с другой стороны задней части ловушки "пришивал"
степлером другую кромку. Потом пришивал обе оставшиеся передние части. Самый трудоёмкий процесс,
тренирующий терпение — сделать красивые углы. В этом мне помогала жена. Всё таки у женщин это аккуратнее
и красивее получается.

 

Следующий этап.
Обтягиваем готовые ловушки декоративной (обязательно дышащей) тканью. Я выбрал лён. Обтягиваем точно также, как и изоспаном, уделяя особенное внимание углам

 

 

Следующий этап.
Развешиваем ловушки по комнате. Ловушки вешал на тросе  на анкерный болт, вкрученный в стену.
Дополнительно, каждая стеновая ловушка крепилась на 4 уголка саморезами.Одновременно уголки (2, соединённых друг
с другом) являются ограничителями,
создавая воздушный зазор между панелью и стеной. Т.е стеновые ловушки находятся на расстоянии от стены в 10 см.
У потолочных расстояние от потолка порядка 20 см. Потолочные ловушки  висят на 4-х анкерах.
Ещё сделал стол под основные мониторы (вторые мониторы на стойках).  Для стола купил доску
в Леруа 2000х600мм + ножки в Икеа. Нигде больше не видел таких ножек. Ножки высокие (регулируются).

Результат акустического ремонта — звук правильный (как я его называю "
студийный)
Не "гуляет"
по комнате. Нет ревера комнаты и нет искажений. Звук чёткий, разборчивый. Комната не переглушена.

Немного "обжившись" в новой студии, решил сделать кое какие улучшения, а именно:
поднял передние  боковые басовые ловушки немного вверх, до уровня центральной:

Все панели выверены с  одинаковым расстоянием до боковых и задних стен

Выкладываю тестовый фрагмент записи голоса Запись сделана в конденсаторный микрофон

Октава МК-319 включённый в предусилитель
Long Stereo Channell

Никаких защитных экранов не было, голос ничем не обрабатывался. Т.е вы слышите голос так как он есть на самом деле.
Как он был записан — так и есть.

 

Первыми гостями новой студии были ребята с профессионального форума RMM:
звукорежиссер, музыкальный продюсер Семён Дегтярёв, известный нашим читателем по статье "
Проблемы мониторинга в студиях звукозаписи", написанной специально для моего блога по звукозаписи.
И звукорежиссер студии NiceRecords,
Глеб Яшуков.

Семён и Глеб благодушествуют после чаепития:

Глеб потом произнёс "так уютно, что и вставать не хочется с дивана".  Семён написал на форуме РММ отзыв  в 3 часа ночи: "классно получилось! Комната не переглушена, очень комфортно там находиться и тем более работать. Мониторинг отличный! Эти джибиели настраивают сами себя и очень ровно, сухо объемно звучит. Прогонял синус на слух — вобще ровняк! Видон вживую отменный!! Очень круто выглядит. Еще раз поздравляю Сергея! "

Вслед за ребятами с RMM приехал из Тверской области (переехавший туда из Москвы от доставшего шума и гама) мой друг, композитор и саунд-дизайнер Олег Нелипович.

Долго тестили мои новые мониторы JBL 4328P.  Cпециально до приезда Олега не нахваливал их ему. Хотелось, чтобы тест был действительно честный. В общем как сказал Олег, он утвердился в своём решении покупать себе в студию такие же мониторы в дополнение к своим недешёвым PMC OB1 в купе с усилителем Bryston.

На следующий день Олег написал в Скайпе:
"Мои впечатления от пребывания в твоей студии. Ощущение незабываемое. Те четыре часа, что мы были вместе, пролетели мигом. Тепло в прямом и переносном смысле, мозг освобождается от ненужного "мусора", в этой уютной студии. Звучание мониторов JBL LSR4328P меня сильно порадовало. Нет мысли что, что-то не так по звуку. Так и хочется сесть на звукорежисёрское место и творить, творить, творить…Смысл новых мониторов -"сел и работай".. Звуковая картина в этой студии потрясающая . Хочется потрогать звук руками. Звук "железа" эти мониторы отслеживают очень правдиво. Всё на своих местах."

А это работа над международным проектом "With You". Вокальная репетиция.
У микрофона замконсула Бурунди — Levi Rukundo и Василиса Никулина (Хилсонг):

подробней о проекте здесь
 

 

Фото обновлённой студии:

Демо работ:
http://artmiracle.ru/sound.html